О КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ МЕМБРАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ РХТУ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
     Двадцать лет назад в Менделеевском химико-технологическом институте началась подготовка инженеров-
химиков по специальности «мембранная технология». Это событие, открывшее новую страницу в истории  
отечественной мембранной технологии, само явилось итогом многолетних трудов Юрия Иосифовича Дытнерского.            
Конечно движущей силой были его амбиции и личные устремления, но это всегда самые эффективные мотиваторы  
человеческой деятельности.  
     Открытие новой специальности, естественно, потребовало прежде всего разработки учебного плана, то есть  
перечня и последовательности изучения дисциплины, которые сгруппированы в четыре учебных блока -  
естественнонаучные, профессиональные, гуманитарные и специальные. По первым трем блокам вопросов не было:  
Менделеевский институт был лидером химико-технологического образования в стране, его учебные планы  
применялись как образцовые, именно менделеевцы стали авторами лучших учебников практически по всем  
дисциплинам.
     Блок специальных дисциплин разрабатывался на основе позиционирования будущих учеников кафедры на рынке  
труда как специалистов со следующими характеристиками:
•менделееские мембранщики - это химики-технологи широкого профиля, поскольку мембранная технология -
универсальная и многоотраслевая технология;
•менделееские мембранщики - это прежде всего пользователи, то есть специалисты по применению мембранных  
процессов разделения. Высшей категорией пользователя обладает разработчик и проектировщик процессов;
•менделееские мембранщики - специализируются в области баромембранных жидкофазных процессов, хотя со  
временем профиль подготовки был расширен.
     Специальность сразу же стала популярной среди абитуриентов и продолжительное время была в лидерах по  
конкурсу и проходному балу. К сожалению, пример менделеевского института не был подхвачен другими ВУЗами  
страны, кафедра до сих пор остается единственной с таким профилем подготовки.
     Выражаясь терминами рыночной экономики, можно сказать, что продуктом деятельности кафедры и ВУЗа в  
целом является квалификация выпускников, качество которой, естественно, хочется и нужно оценивать. Качество  
любого продукта оценивается с двух сторон - пользователями продукта и его производителями.
     Социологические исследования современного российского работодателя позволяют определить реальные  
запросы и требования. Действия работодателя достаточно противоречивы. Современный российский работодатель  
создает у себя корпоративную культуру компании, которая в том числе подразумевает и карьерный рост  
собственных работников, но при приеме на работу на работу отдает предпочтение имеющим опыт работы.
     В своих аттестатах на вакансии современный российский работодатель может сформулировать требования:  
«претендент должен быть честолюбив и конкурентоспособен, но в известных пределах», «он должен уважать  
руководство, но быть желательно независимым», «он должен быть приветлив, но не привязан глубоко к кому-
нибудь или чему-нибудь».
     В итоге требования рынка к выпускникам совершенно не внятны. Это не значит, что с работодателями не надо  
сотрудничать, но пока от них получить оценку качества подготовки выпускников не удается. У молодых же  
специалистов складываются массовые представления о жестком требовательном работодателе, которому трудно  
угодить.
     Вторая сторона оценки качества подготовки - сами ВУЗы могут сделать профессионально и с количественными  
критериями, а самыми объективными экспертами являются выпускники.
     Качество образовательного процесса определяется совокупностью показателей различных аспектов учебной  
деятельности:
содержание обучения;
форма и методы обучения;
материально-техническая база;
квалификация преподавателей.
     Существующее у преподавателей представление о качестве высшего профессионального образования  
вырабатывалось из постулатов - «Мы должны научить учиться». Это было актуально раньше, это стало сверх  
актуальным сейчас, когда и знания, и технологии, и продукты этих технологий обновляются с большой скоростью.  
Вроде бы очевидно, что способность человека быстро и экономно адаптироваться к непрерывно меняющимся  
условиям тем выше, чем шире у него кругозор.
     Эти принципы реализуются через учебный план и формы проведения занятий. За двадцать лет кафедра  
подготовила двести пятьдесят специалистов-мембранщиков. В настоящем социологическом исследовании  
участвовали больше половины выпускников последних десяти лет.
     Из участвующих в опросе безработными оказались только четыре процента. По дополнительным косвенным  
данным, их, действительно, немного, то есть кафедра успешно решает одну из главных задач - обеспечить  
выпускников потенциалом для трудоустройства.
     Важным и престижным критерием является работа выпускников по полученной специальности. Вопрос мы  
сформулировали даже шире: работа по полученной специальности и работа по профилю «химик-технолог».  
Результаты не могли нас не порадовать:
Кафедра мембранной технологии
Российский химико-технологический университет
им. Д.И. Менделеева

Карьера
     Дальнейший анализ проводился из двух равных баз - работающие по специальности - 50%, работающие не по  
специальности - 50%. Для второй базовой группы был задан дополнительный вопрос: «причины работы не по  
специальности».
     Смена профессии - это предмет многих исследований. Даже в идеале человек не должен быть привязан к  
единственной профессии всю жизнь. Для нынешних студентов смена трудовой деятельности уже не является  
признаком собственной некомпетентности, а представляется как следствие конкретной ценностно-рациональной  
ситуации.
     Общий вопрос для всех участников касался конкретного вида деятельности по месту работы:
      Вряд ли можно связывать совмещение учебы и работы и постоянное трудоустройство после получения  
диплома. Результаты ответов на вопрос, совмещали ли респонденты учебу и работу:
     Важный для молодого специалиста момент его жизни - поиск работы. Вот так ответили респонденты на вопрос,  
как они первые раз нашли работу:
     Видно, что респонденты второй базовой группы настроены более консервативны, хотя 2/3 из всех опрошенных  
планируют свое дальнейшее профессиональное развитие для улучшения качества жизни и труда.
     Развитие этой темы заключалось в вопросе о форме послевузовского образования. Форм получения такого  
образования множество и респонденты продемонстрировали довольно активную жизненную позицию. Вот ответы  
на вопрос об их отношении к дополнительному образованию (общая оценка):
     И что они намерены предпринять для изменения своего положения:
     Подавляющая часть тех, кто отошел от специальности, занята в реальном секторе экономики.
     Ну и, наконец, мы поинтересовались, удовлетворены ли респонденты своим нынешним положением:
     Ясно, что явление это стало массовым, хотя в основном оно наблюдается на старших курсах. Ясно и то, что  
обусловлено оно плохим социально-экономическим состоянием в стране, ничтожной величиной студенческой  
стипендии, и реже желанием поскорее приобщиться к специальности.
     Под карьерным ростом респонденты понимали - повышение в должности, в том числе и при переходе в другую  
компанию, повышение заработной платы, повышение уровня квалификации. При этом 70% опрошенных указали,  
что такой рост происходил, 16% его не испытали, 14% затруднились с ответом. А на вопрос связан ли карьерный  
рост с полученной специальностью, ответы следующие:
     Из этой части опроса, на наш взгляд, можно сделать вывод, что полученное выпускниками образование  
обеспечивает им уверенность, устойчивость и успешность на рынке труда.